Гнатюк В.И. Техника, техносфера,
энергосбережение, 2000 – главная страница Адрес сайта в сети Интернет – http://www.gnatukvi.ru |
|
|
РАЗДЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ КСЕ |
|
|
Профессором
В.И. Гнатюком подготовлен эксклюзивный раздел
дисциплины Концепции современного естествознания. Как известно, действующими
государственными стандартами высшего профессионального образования по всем
гуманитарным специальностям вузов в разделе «Общие математические и
естественнонаучные дисциплины» (федеральный компонент) предусмотрена
дисциплина Концепции современного естествознания. Она имеет целью дать
обучающимся целостное представление о современном естествознании и
естественнонаучных методах познания окружающего мира; формировать у них
рациональное научное мировоззрение и современную методологическую культуру;
способствовать дальнейшему развитию личности. Стандартом рекомендуется
типовое содержание дисциплины, существенным недостатком которого является
отсутствие темы или раздела, посвященных технике, технической реальности и
техноэволюции. Ниже предлагается раздел, который органично дополняет
стандартное содержание дисциплины Концепции современного естествознания и
позволяет обучающимся увидеть роль и место техники и технической реальности в
онтологическом ряду «неживая – биологическая – техническая». Как представляется, это позволит существенно
расширить кругозор, по-новому осмыслить окружающий мир и место в нем
человека. В рамках изучения раздела рекомендуется читать четыре двухчасовые
лекции и проводить четырехчасовой семинар. Для закрепления материала
обучающимся предлагается написать реферат. |
|
|
Студенты всех форм обучения
гуманитарных специальностей вузов, изучающие дисциплину Концепции
современного естествознания. Студенты всех специальностей, изучающие философию.
Студенты философских отделений университетов, глубоко изучающие раздел
«Философия техники». Магистранты и аспиранты, изучающие общеметодологические
аспекты техники и технической реальности, теорию больших систем, ранговый
анализ, а также техноценологические методы анализа и синтеза. |
|
|
Виктор Иванович Гнатюк – академик Российской академии
естественных наук, доктор технических наук, профессор. Руководитель научной школы,
автор свыше 270 научных трудов, в числе которых: 5 монографий, учебник, 40
брошюр, 18 изобретений, 30 отчетов по научно-исследовательским работам. Один
из ведущих специалистов в области рангового анализа больших систем и
методологии оптимального построения техноценозов. |
|
|
Изучение раздела позволяет
рассмотреть окружающую нас технику в предельно широком смысле как техническую
реальность, равномощную по отношению к реальностям неживой и биологической. Это,
в свою очередь, позволяет решить три основные мировоззренческие задачи:
во-первых, поставить реальности окружающего мира в объективный ряд «неживая –
биологическая – техническая»; во-вторых, насытить онтологическим содержанием
понятие техноэволюции и описать в общих чертах реальность гипертехническую,
следующую за технической; в-третьих, ввести понятие техноценоза как ключевой
эволюционирующей единицы технической реальности, отличающей ее от
предшествующих реальностей. |
|
|
Общее понятие о технической
реальности. Роль и место техники и технологии в эволюции окружающего мира и
человека. Единство в описании биологических и технических систем, их сходство
и различие. Основы техноценологического подхода. Технические особь, вид,
популяция. Понятие техноценоза. Концепция оптимизации техноценозов.
Технократическая парадигма развития мира. Технетика – новая наука о
технической реальности. Техносфера и техноэволюция. Узловые точки
технического прогресса. Техноцентризм (ацентризм) и техноэтика. Философия и
методология рангового анализа. Фундаментальная классификация реальностей в
ряду «неживая – биологическая – техническая». Понятие о гиперценозах и
гипертехнической реальности. Теоретические основы рангового анализа. |
|
|
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЛЕКЦИИ: 1.
ПОНЯТИЕ О ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ 1.1.
Роль и место техники и технологии в эволюции окружающего мира 1.2.
Единство в описании биологических и технических систем 2.
ОСНОВЫ ТЕХНОЦЕНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА 2.1.
Техноценозы как взаимосвязанные совокупности технических изделий-особей 2.2.
Концепция оптимизации техноценозов 3.
ТЕХНОСФЕРА, ТЕХНОЭВОЛЮЦИЯ И БУДУЩЕЕ МИРА 3.1.
Технократическая парадигма развития мира 3.2.
Техноэволюция, узловые точки технического прогресса 4.
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РАНГОВОГО АНАЛИЗА 4.1.
Фундаментальная классификация реальностей 4.2.
Теоретические основы рангового анализа |
|
|
ПЛАН СЕМИНАРА Тема:
«Техносфера, техноэволюция и будущее мира» (время – 4 часа). Основные
вопросы: 1. Современные понятия техники, технической реальности и
техноэволюции (метафизика техники) – 100 минут. 2. Роль и место технической реальности в ряду реальностей
окружающего мира (диалектика техники) – 80 минут. Доклад:
«Современные понятия техники и технической реальности» (время – до 20 минут). План
выступлений (время одного выступления – до 10 минут):
1. Роль и место
техники и технологии в эволюции человека.
2. Технические
особь, вид, популяция.
3. Единство в
описании биологических и технических систем.
4. Понятие
техноценоза.
5. Основы
техноценологического подхода.
6. Концепция
оптимизации техноценозов.
7. Техносфера.
8. Техноэволюция и
информэволюция.
9. Узловые точки
технического прогресса.
10. Техническая
реальность в ряду реальностей окружающего мира.
11. Общее
представление о гипертехнической реальности.
12. Техноцентризм,
техноэтика. Темы
рефератов:
1. Зачем технарию
Платон?
2. Основной вопрос
философской антропологии.
3. Антропоцентризм:
сила и слабость позиции.
4. Техноцентризм и
техноэтика.
5. Технологическая
революция: прорыв в будущее или тупик?
6. Энергетические
основы развития человечества.
7. Ноосфера –
будущее человечества?
8. Современные
понятия информации.
9. Человек и
техника: вчера, сегодня, завтра.
10. Ноосфера или
техносфера?
11. Возможен ли
человек без техники?
12. Техноценоз и
биоценоз: общее и различия.
13. Гиперценоз в
произведениях писателей-фантастов.
14. Человек в
гипертехнической реальности.
15. Так нуждается
ли будущее в нас, людях? Литература: 1. Гнатюк В.И. Оптимальное построение техноценозов. Теория
и практика. – Выпуск 9. Ценологические исследования. – М.: Центр системных
исследований, 1999. – 272 с. 2. Гнатюк В.И. Лекции о технике, техноценозах и
техноэволюции. – Калининград: КВИ ФПС РФ, 1999. – 84 с. 3. Гнатюк В.И. Лекции о технике, техноценозах и
техноэволюции. – Калининград: БНЦ РАЕН, 2000. – http://gnatukvi.narod.ru/zip_files/lexc.zip. 4. Гнатюк В.И. Сайт «Техника, техносфера,
энергосбережение». – М., 2000 – 2008. – http://www.gnatukvi.ru. 5. Гнатюк В.И. Концепции современного естествознания.
Самостоятельное изучение курса: Методические рекомендации. – Калининград: КВИ
ФПС РФ, 2001. – 48 с. (Компьютерная версия – http://gnatukvi.narod.ru/zip_files/kse.zip). 6. Гнатюк В.И. Оптимальное управление электропотреблением
регионального электротехнического комплекса (техноценоза): Экономические
проблемы энергетического комплекса. – М.: ИНП РАН, 2006. – 147 с. |
|
|
|
|
При использовании материалов ссылки
обязательны Все права защищены © Гнатюк В.И.,
2000 E-mail: gnatukvi@mail.ru |