Гнатюк В.И. Техника, техносфера, энергосбережение, 2000 – главная страница

Адрес сайта в сети Интернет – http://www.gnatukvi.ru

 

 

РАЗДЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ КСЕ

 

 

Профессором В.И. Гнатюком подготовлен эксклюзивный раздел дисциплины Концепции современного естествознания. Как известно, действующими государственными стандартами высшего профессионального образования по всем гуманитарным специальностям вузов в разделе «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» (федеральный компонент) предусмотрена дисциплина Концепции современного естествознания. Она имеет целью дать обучающимся целостное представление о современном естествознании и естественнонаучных методах познания окружающего мира; формировать у них рациональное научное мировоззрение и современную методологическую культуру; способствовать дальнейшему развитию личности. Стандартом рекомендуется типовое содержание дисциплины, существенным недостатком которого является отсутствие темы или раздела, посвященных технике, технической реальности и техноэволюции. Ниже предлагается раздел, который органично дополняет стандартное содержание дисциплины Концепции современного естествознания и позволяет обучающимся увидеть роль и место техники и технической реальности в онтологическом ряду «неживая – биологическая – техническая». Как представляется, это позволит существенно расширить кругозор, по-новому осмыслить окружающий мир и место в нем человека. В рамках изучения раздела рекомендуется читать четыре двухчасовые лекции и проводить четырехчасовой семинар. Для закрепления материала обучающимся предлагается написать реферат.

 

 

АУДИТОРИЯ:

 

Студенты всех форм обучения гуманитарных специальностей вузов, изучающие дисциплину Концепции современного естествознания. Студенты всех специальностей, изучающие философию. Студенты философских отделений университетов, глубоко изучающие раздел «Философия техники». Магистранты и аспиранты, изучающие общеметодологические аспекты техники и технической реальности, теорию больших систем, ранговый анализ, а также техноценологические методы анализа и синтеза.

 

 

АВТОР РАЗДЕЛА:

 

Виктор Иванович Гнатюк – академик Российской академии естественных наук, доктор технических наук, профессор. Руководитель научной школы, автор свыше 270 научных трудов, в числе которых: 5 монографий, учебник, 40 брошюр, 18 изобретений, 30 отчетов по научно-исследовательским работам. Один из ведущих специалистов в области рангового анализа больших систем и методологии оптимального построения техноценозов.

 

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА:

 

Изучение раздела позволяет рассмотреть окружающую нас технику в предельно широком смысле как техническую реальность, равномощную по отношению к реальностям неживой и биологической. Это, в свою очередь, позволяет решить три основные мировоззренческие задачи: во-первых, поставить реальности окружающего мира в объективный ряд «неживая – биологическая – техническая»; во-вторых, насытить онтологическим содержанием понятие техноэволюции и описать в общих чертах реальность гипертехническую, следующую за технической; в-третьих, ввести понятие техноценоза как ключевой эволюционирующей единицы технической реальности, отличающей ее от предшествующих реальностей.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Общее понятие о технической реальности. Роль и место техники и технологии в эволюции окружающего мира и человека. Единство в описании биологических и технических систем, их сходство и различие. Основы техноценологического подхода. Технические особь, вид, популяция. Понятие техноценоза. Концепция оптимизации техноценозов. Технократическая парадигма развития мира. Технетика – новая наука о технической реальности. Техносфера и техноэволюция. Узловые точки технического прогресса. Техноцентризм (ацентризм) и техноэтика. Философия и методология рангового анализа. Фундаментальная классификация реальностей в ряду «неживая – биологическая – техническая». Понятие о гиперценозах и гипертехнической реальности. Теоретические основы рангового анализа.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЛЕКЦИИ:

 

1. ПОНЯТИЕ О ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

1.1. Роль и место техники и технологии в эволюции окружающего мира

1.2. Единство в описании биологических и технических систем

 

2. ОСНОВЫ ТЕХНОЦЕНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

2.1. Техноценозы как взаимосвязанные совокупности технических изделий-особей

2.2. Концепция оптимизации техноценозов

 

3. ТЕХНОСФЕРА, ТЕХНОЭВОЛЮЦИЯ И БУДУЩЕЕ МИРА

3.1. Технократическая парадигма развития мира

3.2. Техноэволюция, узловые точки технического прогресса

 

4. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РАНГОВОГО АНАЛИЗА

4.1. Фундаментальная классификация реальностей

4.2. Теоретические основы рангового анализа

 

 

ПЛАН СЕМИНАРА

 

Тема: «Техносфера, техноэволюция и будущее мира» (время – 4 часа).

 

Основные вопросы:

 

1. Современные понятия техники, технической реальности и техноэволюции

(метафизика техники) – 100 минут.

2. Роль и место технической реальности в ряду реальностей окружающего мира

(диалектика техники) – 80 минут.

 

Доклад: «Современные понятия техники и технической реальности» (время – до 20 минут).

 

План выступлений (время одного выступления – до 10 минут):

 

                1.  Роль и место техники и технологии в эволюции человека.

                2.  Технические особь, вид, популяция.

                3.  Единство в описании биологических и технических систем.

                4.  Понятие техноценоза.

                5.  Основы техноценологического подхода.

                6.  Концепция оптимизации техноценозов.

                7.  Техносфера.

                8.  Техноэволюция и информэволюция.

                9.  Узловые точки технического прогресса.

            10.  Техническая реальность в ряду реальностей окружающего мира.

            11.  Общее представление о гипертехнической реальности.

            12.  Техноцентризм, техноэтика.

 

Темы рефератов:

 

                1.  Зачем технарию Платон?

                2.  Основной вопрос философской антропологии.

                3.  Антропоцентризм: сила и слабость позиции.

                4.  Техноцентризм и техноэтика.

                5.  Технологическая революция: прорыв в будущее или тупик?

                6.  Энергетические основы развития человечества.

                7.  Ноосфера – будущее человечества?

                8.  Современные понятия информации.

                9.  Человек и техника: вчера, сегодня, завтра.

            10.  Ноосфера или техносфера?

            11.  Возможен ли человек без техники?

            12.  Техноценоз и биоценоз: общее и различия.

            13.  Гиперценоз в произведениях писателей-фантастов.

            14.  Человек в гипертехнической реальности.

            15.  Так нуждается ли будущее в нас, людях?

 

Литература:

 

1. Гнатюк В.И. Оптимальное построение техноценозов. Теория и практика. – Выпуск 9. Ценологические исследования. – М.: Центр системных исследований, 1999. – 272 с.

2. Гнатюк В.И. Лекции о технике, техноценозах и техноэволюции. – Калининград: КВИ ФПС РФ, 1999. – 84 с.

3. Гнатюк В.И. Лекции о технике, техноценозах и техноэволюции. – Калининград: БНЦ РАЕН, 2000. – http://gnatukvi.narod.ru/zip_files/lexc.zip.

4. Гнатюк В.И. Сайт «Техника, техносфера, энергосбережение». – М., 2000 – 2008. – http://www.gnatukvi.ru.

5. Гнатюк В.И. Концепции современного естествознания. Самостоятельное изучение курса: Методические рекомендации. – Калининград: КВИ ФПС РФ, 2001. – 48 с. (Компьютерная версия – http://gnatukvi.narod.ru/zip_files/kse.zip).

6. Гнатюк В.И. Оптимальное управление электропотреблением регионального электротехнического комплекса (техноценоза): Экономические проблемы энергетического комплекса. – М.: ИНП РАН, 2006. – 147 с.

7. Гнатюк В.И. Закон оптимального построения техноценозов. – Компьютерная версия, перераб. и доп. – М.: Изд-во ТГУ – Центр системных исследований, 2005 – 2008. – http://gnatukvi.narod.ru/ind.html.

 

 

 

 

При использовании материалов ссылки обязательны

Все права защищены © Гнатюк В.И., 2000

E-mail: gnatukvi@mail.ru

 

Хостинг от uCoz